АБХАЗСКИЙ ЯЗЫК НА ФОНЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ ГРУЗИИ

АБХАЗСКИЙ ЯЗЫК НА ФОНЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ ГРУЗИИ29.06.2021

АБХАЗСКИЙ ЯЗЫК НА ФОНЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ ГРУЗИИ

«Липовое» беспокойство за нас

Газета предлагает своим читателям с незначительным сокращением статью ст. научной сотрудницы Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения Российской АН, кандидата исторических наук Ларисы ЦВИЖБА. Статья была опубликована в научном журнале Института «Центральная Евразия» за прошлый год, №1, который посвящен теме «Болевые точки» в отношениях России с постсоветскими странами: история, социология, историография».

«В Грузии появился новый праздник, который в последнее время отмечают каждый год. Он назван Днем абхазского языка и посвящен, как утверждают в Грузии, изучению и сохранению абхазского языка в Абхазии, которому угрожает исчезновение. На самом деле радение об абхазском языке – это политическая акция, направленная на введение в заблуждение как мировой общественности, так и собственного населения, в первую очередь молодежи. Все аргументы грузинской стороны опровергаются при рассмотрении грузино-абхазских отношений за период сосуществования в качестве политических единиц или нахождения в единой союзной республике. Ключевые слова: Абхазия, Грузия, грузино-абхазская война, День абхазского языка, сохранение языка, обучение абхазскому языку, уничтожение памятников культуры. За прошедшие 27 лет после окончания грузино-абхазской войны (14.08.1992-30.09.1993) многие грузинские политики, ученые, общественные деятели приложили немало усилий, направленных на морально-психологическое подавление народа Абхазии. К тому же значительная часть мировой общественности, отстаивая геополитические интересы своих держав на Кавказе, продолжает и по сей день оказывать поддержку Грузии и влиять на выстраивание её отношений с Абхазией. Парадоксально, но после поражения Грузии в Абхазии в развязанной ею же войне в справочных изданиях обозначение Абхазии исчезло с карт мира, все издатели как по единой указке поддержали Грузию. В то же время грузинские политики говорили об Абхазии как об автономной республике в составе независимой Грузии, временами даже обещали дать ей «широкую автономию», что предполагало отказ абхазов от своей независимости, возвращение всех грузинских беженцев, несмотря на то что многие из них воевали в составе войск Госсовета Грузии против населения Абхазии. Очевидно, что все это нужно Грузии для того, чтобы править Абхазией, продолжая те времена, когда абхазское население было ущемлено практически во всех вопросах своего национального развития.

Предыстория появления праздника абхазского языка в Грузии

По грузинским информационным порталам удалось восстановить хронологию введения абхазских праздников в Грузии. Решение о праздновании Дня абхазского языка было принято на конгрессе представителей грузинской диаспоры в Бельгии 27 октября 2007 г., еще до событий августа 2008 г. и изменения статуса Республики Абхазия. После признания независимости Абхазии Российской Федерацией 26 августа 2008 г. в Грузии, по всей видимости, решили перейти к гуманитарной дипломатии как методу сближения с абхазами: 8 ноября 2009 г. состоялся праздник «Дни Абхазии» («Абхазетоба»). И время было выбрано удачно. Осень, сбор винограда, где-то уже зреет молодое, вкусное, с легким брожением и пузырьками, как в шампанском, вино. Несколько глотков такого напитка пьянит, а там и до танцев недолго! Повод тоже легко найти. Традиционно осенью празднуют сбор урожая, почему бы не вспомнить Абхазию. Самое время повеселиться. Жаль только, что такие мероприятия вводят в заблуждение всех, кто приглашен на этот праздник и кто принимает непосредственное участие в его проведении. Праздник был организован «Правительством Абхазии в изгнании», Министерством образования и культуры и Национальным музеем Грузии. Местом проведения торжества выбрали Этнографический музей. Продумана программа, в которую входила презентация абхазской оды «Акуаскьа» (т. е. «Большой дом»), затем эстафету торжественно подхватывали «Государственный ансамбль песни и пляски Абхазии» и фольклорные группы. Была организована выставка работ «художников Абхазии» и учащихся «Школы искусств автономной республики», соревнования «абхазских спортивных клубов и спортсменов». Состоялся также гала-концерт в присутствии членов правительств Грузии и Абхазии. Здесь необходимо уточнить, что как на этом, так и на следующих мероприятиях не было граждан Абхазии, а присутствовали только жители Грузии, в том числе грузинские беженцы. Никакого отношения к Республике Абхазия не имели и те учреждения и организации, которые занимались проведением праздников, посвященных Абхазии. В 2010г. праздник прошел с проведением «самой настоящей свадьбы» с «невестой-абхазкой» в том же Этнографическом музее. Свадьба была приурочена ко «Дню Абхазии», проведение которого стало уже традицией в Грузии. О свадьбе писали грузинские СМИ — подробно, но немного. Вот одно из описаний праздника: накрытый стол во дворе, «козленок на вертеле, так принято на сухумских свадьбах»; гости на лошадях, в национальных костюмах. Говорилось и о том, что «блокпосты и война в этом случае не смогли стать преградой». Плохо знают в Грузии этнографию Абхазии. На абхазских свадьбах режут быков, коров, мясо варится в огромных котлах. Козленок тоже популярен на застольях, но он больше годится для религиозных (традиционных) праздников или пикников где-нибудь на природе. Лошадей и национальные костюмы скорее можно встретить на съемках исторических фильмов. Напомню, что в период грузино-абхазской войны в Абхазии войсками Госсовета Грузии был «разграблен Абхазский государственный драматический театр, в фойе которого разжигали костры солдаты грузинской береговой охраны, разграблены и сожжены Государственный Русский драматический театр, кинотеатр «Апсны» и ряд других зрелищно-культурных объектов в городах и селах оккупированной зоны, Дом творческих союзов (писателей, художников, архитекторов, композиторов и журналистов), редакции журналов «Алашара» и «Искусство Абхазии» и др.» (Белая книга Абхазии 1993: 205). Но сегодня грузинские политики и деятели культуры, не давая оценки разрушениям, совершенным грузинской армией в Абхазии, демонстрируют заботу о сохранении и «популяризации наследия абхазской культуры». Праздники в Грузии продолжались. Например, в рамках мероприятия «Абхазоба-2011» (9-10 декабря 2011 г.) в «Тбилисском Арт-Холле» были организованы выставка работ художников из Абхазии, гала-концерт с участием государственного ансамбля песен и танцев Абхазии и эстрадных певцов, презентация альбома «Песни об Абхазии».

Об абхазском празднике в Грузии высказался и Католикос – Патриарх всея Грузии Илия II. Так, выступая в Кафедральном соборе Пресвятой Троицы 30 сентября 2013 г., он предложил отмечать день Абхазии 23 мая, т. е. в день поминовения апостола Симона Кананита, проповедавшего христианство на территории Абхазии в I в. При этом он заявил, что между грузинами и абхазами «не было недоразумений». «Это была одна семья, одна душа и одна плоть, однако дьявол, обуреваемый завистью, решил разделить это единство. Хочу сказать, что и сегодня определённые силы пытаются провести колючие заграждения и построить бетонные заборы между абхазами и грузинами, между осетинами и грузинами, однако это – тщетные усилия», – подчеркнул Католикос. Когда Католикос говорил о том, что между грузинами и абхазами «не было недоразумений» – это явное лукавство. Он прекрасно знает, как в Грузии постоянно внушали и продолжают внушать своему народу, что Абхазия является ее неотъемлемой частью, что у грузин отняли их землю и т. п. Католикос также говорил об «определенных силах», которые пытаются разделить абхазов и грузин. На наш взгляд, Илии II следует вспомнить о реальной ситуации, которая спровоцировала противостояние. Это «целенаправленная колонизация Абхазии Грузией, целенаправленный физический и культурный геноцид, грузинизация истории и культуры абхазского народа» (Марухба, 2005). Ситуация в Абхазии во времена СССР была сложной. Суверенное государство ССР Абхазия по решению И. Сталина в 1931 г. было низведено до автономной республики в составе Грузинской ССР. С этого времени начались протестные акции: массовые сходы, многотысячные митинги, демонстрации и забастовки (включая и внутришахтные забастовки, голодовки), которые происходили в 1931, 1957, 1965, 1967, 1978, 1989 гг. Они были «важными вехами абхазского национально-освободительного движения, вслед за которыми неминуемо следовали репрессии, гонения на лучших представителей народа» (Абхазия в советскую эпоху, 1994).

(Продолжение в следующем номере)

Номер:  60
Выпуск:  4064
Рубрика:  политика
Автор:  Статья научной сотрудницы Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения Российской АН, кандидата исторических наук Ларисы ЦВИЖБА.

Источник : Газета “Республика Абхазия

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *